У нас новинка! ЗУ Версия-9 !

Терминология

(последние изменения от 13 сентября 2022 года)

Аккумуляторная батарея - один из основных элементов электрооборудования автомобиля, поскольку она накапливает и хранит электроэнергию, обеспечивает запуск двигателя в различных климатических условиях, а также питает электроприборы при неработающем двигателе.Автомобильные свинцово-кислотные 12-вольтовые АКБ состоят из 6-ти последовательно соединенных элементов (банок), объединенных в общий корпус. Из каждой банки осуществляется газоотвод, конструкции могут существенно отличаться.

Электролит представляет собой раствор серной кислоты в дистиллированной воде (для средней полосы России плотностью 1.27-1.28 г/см3 при t=+20°С). Кипение электролита - бурное выделение газа при электролитическом разложении воды с выделением кислорода и водорода. Это происходит во время заряда батареи.

Саморазряд - самопроизвольное снижение ёмкости АКБ при бездействии. Скорость саморазряда зависит от материала пластин, химических примесей в электролите, его плотности, от чистоты верхней части корпуса батареи и продолжительности ее эксплуатации.

Напряжение полностью заряженной аккумуляторной батареи без нагрузки (ЭДС - электродвижущая сила) должно находиться в пределах 12.6-12.9 В. Напряжение в бортовой сети автомобиля при работающем двигателе несколько выше, чем на клеммах АКБ, и должно находиться в пределах 13,8-14,8 В (0,2 В от крайних значений). Значение напряжения ниже 13.8 В ведет к недозаряду батареи, а выше 14.4В - к перезаряду, что пагубно сказывается на ее сроке службы.

Полярность аккумуляторной батареи - термин, определяющий расположение токосъемных выводов на ее корпусе. На зарубежных батареях полярность может быть прямой или обратной, т. е. ориентировка положительного и отрицательного выводов относительно корпуса может быть различной. По российскому стандарту (если смотреть со стороны выводов) отрицательный (-) должен располагаться справа, положительный (+) слева.

Ёмкость батареи - способность батареи принимать и отдавать энергию - измеряется в ампер-часах (Ач). Для оценки ёмкости батареи принята методика 20-ти часового разряда током 0.05С20 (т.е. током, равным 5% от номинальной ёмкости). Т.е., если ёмкость батареи 55Ач, то разряжая ее током 2.75 А, она полностью разрядится за 20 часов. Аналогично для батарей ёмкостью 60Ач полный 20-ти часовой разряд произойдет при чуть большем токе разряда - 3А. Данная характеристика определяет возможность питать потребителей в экстремальной ситуации (при отказе генератора). Характеризуется объемом активной массы.

Значение тока холодного старта при -18°С (по DIN) - Величина тока, которую батарея способна отдать при пуске двигателя при температуре -18°С. Наиболее важная характеристика, напрямую сказывающаяся на пуске двигателя. Ведь при -20°С ток, потребляемый стартером, составляет порядка 300А. (Для пуска в летнее время горячего двигателя этот же показатель равен 100-120А.) Значение стартового тока определяется конструкцией батареи, пластин, сепараторов. Чем ниже внутреннее сопротивление батареи, тем выше стартовый ток, тем надежнее пуск двигателя при низких температурах.

Резервная ёмкость - время, в течении которого батарея сможет обеспечить работу потребителей в аварийном режиме. Величина резервной ёмкости, выраженная в минутах, последнее время все чаще проставляется изготовителями батарей после значения тока холодного старта.

Необслуживаемые батареи. Сразу следует оговориться, что этот термин не должен пониматься буквально и восприниматься как руководство к бездействию. Это название говорит об улучшенных потребительских свойствах батареи. Необслуживаемые АКБ требуют долива воды не чаще одного раза в год при условии использования их на автомобилях с исправным электрооборудованием и среднегодовым пробегом 15-20 тыс. км. Встречаются конструкции, исключающие всякое вмешательство на всем протяжении срока службы, но они особенно критичны к состоянию автомобильного электрооборудования.
Корпус современных АКБ изготавливается из пластмассы, в большинстве случаев полупрозрачной, позволяющей контролировать уровень электролита.
Большинство необслуживаемых батарей выпускаются заводами-изготовителями, залитыми электролитом. Так как эти батареи имеют значительно меньший саморазряд, они могут храниться от 6 месяцев до 1 года без подзаряда. Саморазряд новых необслуживаемых батарей за 12 месяцев может составить до 50% от номинальной ёмкости.

Обслуживание АКБ в процессе эксплуатации сводится к проверке и приведению в соответствие с требованиями: уровня и плотности электролита; чистоты и надежности крепления электрических соединений батареи с корпусом автомобиля, параметров электрооборудования, крепления батареи. Необходимо также следить за правильным натяжением ремня генератора, очищать и смазывать выводы и клеммы, содержать батарею в чистоте. Протирайте верхнюю поверхность водным раствором питьевой соды. Доведение плотности электролита до требуемой производится путем заряда батареи от стационарного зарядного устройства. (ЗУ представлены в разделе "Продукция" )
Вот так кипит аккумулятор от "классики заряда": http://youtu.be/_4MyAGaCp_w

Ответы на вопросы

  1. Как можно открыть крышку аккумулятора? АКБ варта блю динамик, как добавить воды? Не открывается верхняя крышка, или он не обслуживаемый?
  2. Что такое AGM ?
  3. Что обозначает AGM VRLA?
  4. какое напряжение должно быть на аккумуляторе?
  5. Что такое "контрольно-Тренировочный Цикл(КТЦ)"?
  6. Что же такое «сульфатация пластин»??
  7. Почему режим STD формирует преимущественно бета-модификацию оксида свинца?
  8. Что такое "Кислотная стратификация"?
  9. Что же такое «мнимый заряд»? вы много раз используете это понятие...
  10. Что такое Пассивация электродов свинцового аккумулятора ?
  11. Потеря емкости у кальциевых АКБ при глубоких разрядах это миф или реальность?
  12. Почему не получается добиться той-же плотности электролита в стартерном АКБ после проведения нескольких разрядных циклов ?
  13. Что такое терморазгон свинцового аккумулятора ?
  14. Что такое «Капельница»?
  15. Что такое «Анти-Капельница»?
  16. Что такое «Качели»?
  17. Что такое «Заряд реверсивным током (Реверсивный заряд)»?
  18. Что такое «Добивка»?
  19. Типичный отзыв пользователя ЗУ
  20. А к гибридным АКБ тоже относиться как к кальциевым?
  21. КЛАССИКА "попадалова" автомобилиста...
  22. "Блеск и нищета EFB", что нам врут маркетологи по технологии именуемой - EFB (enhanced flooded battery)...
  23. пояснения почему для AGM и GEL вреден перелив воды...
1. Как можно открыть крышку аккумулятора? АКБ варта блю динамик, как добавить воды? Не открывается верхняя крышка, или он не обслуживаемый?

Varta и практически все остальные производители сейчас выпускают необслуживаемые аккумуляторы, крышка у них посажена на герметик, открыть то ее можно, но не нужно так как будет недействительная гарантия и потом будет проблематично посадить ее на место.

К списку вопросов

Вопрос: что такое AGM ?

Ответ: AGM (Absorbent Glass Mat) — это технология изготовления свинцово-кислотных аккумуляторов, созданная инженерами Gates Rubber Company в начале 1970-х годов. Отличие батарей AGM от классических в том, что в них содержится абсорбированный электролит, а не жидкий, что даёт ряд изменений в свойствах аккумулятора. Все АКБ применяемые в УПСах для компьютеров имеют AGM технологию.

К списку вопросов

Вопрос: Что обозначает AGM VRLA?

Длинная аббревиатура расшифровывается как Absorbed Glass Mat Valve Regulated Lead Acid, т.е. свинцово-кислотные батареи с клапанным регулированием и абсорбирующими стекломатами. Несмотря на тот же материал электродов и состав электролита, что и у классических наливных аккумуляторов, батареи AGM VRLA достаточно сильно от них отличаются. Пластины в батареях AGM VRLA разделены стекловолоконной набивкой, которая удерживает в себе весь имеющийся электролит. С ней связан принципиальный момент – рекомбинация выделяющихся газов. Поскольку набивка волокнистая, она не полностью смочена, и в структуре имеются каналы с воздухом. За счет этого выделяющиеся при заряде кислород и водород попадают на противоположные электроды и снова превращаются в воду (рекомбинируют). Разумеется, набивка плотно прилегает к пластинам, что предохраняет их от осыпания активного вещества.

Поскольку электролита берется относительно мало(относительно "классических наливных"), то в этих АКБ используется повышенная концентрация серной кислоты. Сами пластины изготавливаются из специальных сплавов свинца, уменьшающих газовыделение при работе. Для еще большего уменьшения газовыделения допускается применение специальных присадок, катализирующих рекомбинацию. Корпус у батарей AGM VRLA более прочный, чем у классических, способный выдерживать повышенное давление. При нормальных условиях он герметичен. Для сброса избыточного давления имеется предохранительный клапан. (по сути - обычный резиновый колпачёк...)

На сегодня технология AGM VRLA уже вполне отработана, и присущие ей достоинства и недостатки хорошо известны. Многие эксперты достаточно жестко отзываются о маркетинговых мифах, связанных с этими батареями. Сравнивая их с классическими наливными свинцовыми батареями, нужно отметить следующие негативные факты:
* AGM VRLA-батареи тоже выделяют водород. При недооценке этого явления бывали случаи взрывов (кстати, это пример недобросовестного маркетинга – на самом деле водорода выделяется мало, и чтобы не возникало подобных проблем, достаточно избегать герметичной установки и сочетания перегрева с постоянным зарядом);
* AGM более чувствительны к температуре среды (кондиционирование помещения с батареями строго обязательно);
* AGM чаще склонны к внезапным отказам;
* AGM чаще склонны к катастрофическим отказам, в частности, к возгоранию и взрывам;
* AGM чаще склонны к отказам вообще (при правильной эксплуатации уровень отказов порядка 1% в год на элемент);
* AGM не могут прослужить 10 лет даже в идеальных условиях (учитывая, что в типичной батарее ИБП несколько сотен элементов, и при отказе одного отказывает вся батарея, это неудивительно);
* для гарантии работоспособности AGM VRLA-батареи требуют гораздо более продвинутого мониторинга (чем у нас в стране, как правило, пренебрегают);
* AGM за счет необходимости регулярного мониторинга стоимость их обслуживания получается в итоге не меньшей, чем у наливных (вот поэтому мониторинг зачастую и не ведется); но при этом AGM VRLA-батареи дороже аналогичных по параметрам наливных.

К реальным достоинствам AGM VRLA-батарей, по сравнению с теми же наливными, относятся:
* бОльшая компактность. Кроме того, основную массу конструкций можно смело располагать в положении на боку;
* меньшие требования к вентиляции. Главное, чтобы она в принципе была;
* отсутствие необходимости работать с электролитом (следовательно, меньшие требования к квалификации сотрудников и помещениям и меньшая вероятность несчастных случаев);
* практически отсутствующая возможность разлития абсорбированного электролита, даже при разрушении корпуса. Соответственно, нет требований к отделке помещения. Кстати, и с разрушенным корпусом батареи AGM VRLA способны какое-то время работать. Такие эксперименты проводились, в частности, во ВНИИ ПО;
* по причине герметичности намного меньшая вероятность развития коррозии контактов и прочих конструкций вокруг;
* могут выдержать даже заливание водой, если это не приведет к сильному разряду или короткому замыканию;
...ну и, разумеется, наибольшая на сегодня распространенность и известность.
Все маленькие аккумы для УПСов "внутри" выглядят одинаково - разный только размер пластин.

К списку вопросов

Вопрос: какое напряжение должно быть на аккумуляторе?

Ответ: Зависимость ЭДС (грубо говоря напряжение на выводах одной банки свинцового аккумулятора) от плотности электролита выглядит так:
Е = 6 * (0,84 + р), где Е - ЭДС аккумуляторной батареи , Вольт, р - приведенная к температуре 20°С плотность электролита, г/мл (для наших широт эта величина = 1.26-1.28)
В аккумуляторе 6(шесть) банок, значит полное напряжение полностью заряженного (100% заряда) аккумулятора должно находится в пределах 12.6-12.8В.
"Свежие"(недавно изготовленные) АКБ, могут иметь ЭДС выше - вплоть до 13.1В. Это нормально.

Напряжение аккумулятора отличается от его ЭДС на величину падения напряжения во внутренней цепи при прохождении разрядного или зарядного тока. При разряде напряжение на выводах аккумулятора меньше ЭДС, а при заряде больше.
Разрядное напряжение: Up=E – Ip*r= E – En – Ip*ro. Где: En – ЭДС поляризации, В; Ip – сила разрядного тока, А; r – полное внутреннее сопротивление, Ом; ro – омическое сопротивление аккумулятора, Ом.

Зарядное напряжение: Uз=E + Iз*r=E + En + Iз*ro, где Iз - сила зарядного тока, А.
ЭДС поляризации связана с изменением электродных потенциалов при прохождении тока и зависит от разности концентраций электролита между электродами и порах активной массы электродов. При разряде потенциалы электродов сближаются, а при заряде раздвигаются. Изменением разности концентраций электролита обусловлено нелинейное снижение напряжения на начальном участке b - с разрядной характеристики Up = f(x). При включении аккумулятора с начальной ЭДС Ео на разряд происходит резкий спад напряжения на величину D Uo (участок а - b разрядной характеристики), равную падению напряжения на омическом сопротивлении rо. Линейному участку с - d разрядной характеристики соответствует постоянная разность концентраций электролита между электродами и в порах активной массы электродов. Уменьшение напряжения, связано со снижением плотности электролита в моноблоке.
На линейном участке ЭДС поляризации имеет максимальное значение Enm.

При постоянной силе разрядного тока в единицу времени расходуется определенное количество активных материалов. Плотность электролита уменьшается по линейному закону. В соответствии с изменением плотности электролита уменьшается ЭДС и напряжение аккумулятора.
К концу разряда, сернокислый свинец закрывает поры активного вещества электродов, препятствуя притоку электролита из сосуда и увеличивая электросопротивление электродов. Равновесие нарушается и напряжение начинает резко падать. Аккумуляторные батареи разряжаются только до конечного напряжения Uк.р., соответствующего перегибу разрядной характеристики Up=f(t).
Разряд прекращается, хотя активные материалы израсходованы не полностью. Дальнейший разряд вреден для аккумулятора и не имеет смысла, так как напряжение становится неустойчивым. После отключения нагрузки напряжение аккумулятора повышается до значения ЭДС, соответствующего плотности электролита в порах электродов. Затем в течение некоторого времени ЭДС возрастает по мере выравнивания концентрации электролита в порах электродов и в объеме аккумуляторной ячейки за счет диффузии. Возможность повышения плотности электролита в порах электродов во время непродолжительного бездействия после разряда используется при пуске двигателя. Пуск рекомендуется осуществлять отдельными кратковременными попытками с перерывами в 1-1,5 мин.
Прерывистый разряд способствует также лучшему использованию глубинных слоев активных веществ электродов.

В режиме заряда напряжение Uз, на выводах аккумулятора возрастает вследствие внутреннего падения напряжения и повышения ЭДС при увеличении плотности электролита в порах электродов. При возрастании напряжения до 2,1-2,3В активные вещества восстанавливаются. Но энергия заряда идет также на разложение воды на водород и кислород, которые выделяются в виде пузырьков газа. Газовыделение при этом напоминает кипение. Мои ЗУ не "кипятят" АКБ и проводят весь цикл заряда без газовыделения.

К списку вопросов

Вопрос: что такое "контрольно-Тренировочный Цикл(КТЦ)"?

Ответ: Это проведение заряда и разряда АКБ под наблюдением человека и приборов :) , действие это имеет цель узнать сколько АмперЧасов(Ёмкость АКБ) еще осталось внутри АКБ и принятия решения что с АКБ делать: восстанавливать ёмкость или идти в магазин за новым аккумулятором.
Мои ЗУ могут проводить автоматический "контрольно-Тренировочный Цикл(КТЦ)", для чего нужно, согласно инструкции к ЗУ, собрать разрядную цепь. Неглубокий КТЦ я рекомендую проводить хотя-бы один раз в год на каждом АКБ, чтобы понять сколько в нем реально осталось ампер*часов. Это позволит вам планировать замену стареющих АКБ, и не попадать в ситуацию когда "АКБ вдруг умерла". Операция КТЦ, в принципе позволяющая в большинстве случаев восстановить работоспособность подержанных и сильно разряженных аккумуляторов (АКБ), а также определить их пригодность к дальнейшей эксплуатации и хранению. Контрольно-тренировочный цикл включает в себя заряд, контрольный разряд с измерением отданной ёмкости и повторный заряд испытываемой батареи.
Разряд может проводится до:
- 10,8В - глубокий разряд для тяговых батарей(свинцово-сурмьянистого типа));
- 11,5В - глубокий разряд для стартёрных батарей;
- 12,0В - безопасный разряд для стартёрных батарей всех типов.

Постоянно получаю такие вот вопросы: "...если ваше зарядное разряжает кальциевый АКБ током 0.1С от указанной емкости на корпусе, то по вашему мнению какой процент от реальной емкости получим при разряде до 12В и до 11,5В?(отталкиваемся от того, что при разряде до 10,8 - это 100%)...
Вот вам всем ниже - картинка разрядной кривой АКБ более-менее нормального:

ось Y - это вольты т.е. 1,200 это 12.00 Вольт.
вот сами ответьте на ваш вопрос - какая часть "площади под кривой" оказывается если вертикальной линией "отрубить" по первое касание 12в ?
Это выделено зеленым на рисунке. Как мы видим, примерно 86% отдаваемой ёмкости АКБ приходится на участок "над 12в", поэтому я еще раз повторяю: НЕТ СМЫСЛА разряжать АКБ до 10.8в без крайней на то нужды! А кальциевые АКБ вообще лучше не разряжать в КТЦ ниже 12в. Целее будут.
Со мной могут спорить и приводить другие кривые, где линия 12.0Вольт показывает на графиках 50-55% "от полной ёмкости", и достигается при разряде в КТЦ "до касания 10.8в",. Да, такое возможно, но на 100% свежих и нормальныъх АКБ! В реальности график разряда АКБ всегда разный.

После заряда моими ЗУ, большими импульсными токами, крутизна спада (там где ближе к 11.5в) обычно увеличивается. Но ведь и общая ёмкость увеличилась тоже :-) ведь в АКБ его ёмкость определяет самая слабая банка, а если ёмкость выросла и продолжает расти то ЗУ справляется с задачей по выравниванию банок в каждом цикле после КТЦ ниже 12.0В, в который не рекомендуем гонять АКБ при дисбалансе, ввиду того, что не каждый способ заряда способен это компенсировать, а может усугубить проблемные банки.
Изменение кривых (бОльшая часть теперь проходит над линией 12.0В) это значит, что один АКБ под разным способом заряда, меняет кривые , т.е. их "высоту", ёмкость во времени и энерго ёмкость, в том числе и скорости спада в конце разряда.
Крутизна спада (там где ближе к 11.5в) обычно увеличивается, это можно ошибочно принимать за то что "стало хуже". Это не так. Нам нужно стремиться к тому чтобы "горб" основного разряда был выше 12.0В как можно дольше, и не опускать разряд кальциевых АКБ стартерных ниже 11.5 Вольт, потому что сильно возрастает риск попасть в ситуацию когда 1-2 банки уже исчерпали свой заряд(емкость).
Алгоритм заряда моих ЗУ на последней стадии заряда все больше времени проводит в паузах, агрессивность этого процесса напрямую зависит от от выбранного тока и остаточной ёмкости АКБ. Поэтому я в "методике" и рекомендую 7Ач режимы тока, потому что при пересчёте на заполнение скважности это ток 0,1С в начале и конце заряда, и этот ток для здоровых акб не имеющих проблем. Для работы с другими случаями ток нужно вообще подбирать по ходу заряда, наблюдая за реакцийей АКБ на заряд.

К списку вопросов

Вопрос: Что же такое «сульфатация пластин»?

Ответ: Мелкие кристаллики сульфата свинца во время зарядки нормально разряженного аккумулятора без проблем вновь преобразуются в металлический свинец (негативная пластина) и PbO2 (позитивная пластина), составляющие активную массу пластин. Однако если оставить батарею в разряженном состоянии, сульфат свинца начинает растворяться в электролите до его полного насыщения, а затем выпадает назад на поверхность пластин, но уже в виде крупных и практически нерастворимых кристаллов. Кристаллы сульфатов свинца нерастворимы в электролите и откладываются на поверхности пластин и в порах активной массы, образуя сплошной слой, который изолирует пластины и намазки пластин от электролита, препятствуя проникновению электролита вглубь активных масс. В результате большие объемы активной массы оказываются "выключенными", а общая емкость батареи значительно уменьшается.

К списку вопросов

7. Ещё мне остался неясен вопрос о том, почему режим STD формирует преимущественно бета-модификацию оксида свинца при токе заряда 0,1С.....

Вопрос ваш не так прост как кажется.
Альфа модификация - получается (обобщая если) при зарядке "а-ля гальваника", т.е. малые токи + отсутствие пауз на перемешивание. "Классические кипятильники" делают еще огромную бяку - они к концу заряда снижают ток, тем самым запечатывая альфа-слоем глубинные слои намазки. :( это вместе с непрерывностью заряда малыми токами приводит к "бифштексу с кровью", который потом "отматывать" приходится долго и нудно.
Бета - это режим "АУТО"(заряд с прерыванием тока) на все время заряда, там более жестко идет обращение с током заряда, но так как мои ЗУ народ обычно для лечения полу-трупов :) использует, то компромисс найден - STD стал "прерывистым", что позволило "скрестить ужа и ежа", и сделать процесс заряда более эффективным.
"АУТО" просто не даст больному АКБ большой ток - а STD даст тот ток что выставлен пользователем, поэтому и лечебный эффект будет выше, особенно в "добивке". Но начиная с ЗУ "Версия4(ТОР)" всеми "лечебными" свойствами обладает уже режим STD, куда я внес все необходимые новшества, так что если вы пользуетесь ЗУ Версия4(ТОР) то просто выставьте режим STANDART(STD) и ёмкость вашего АКБ, который вы собираетесь заряжать-лечить. Напоминаю, что АКБ надо раскачивать сначала а не сразу выставлять на ЗУ максимальные токи. Как именно? - смотрите в разделе "Восстановление".

К списку вопросов

Вопрос: что такое "Кислотная стратификация"?

В литературе редко но встречается описание этого состояния АКБ, я привожу его описание: Это состояние АКБ, при котором Кислота в электролите аккумулятора концентрируется в его нижней части, не взаимодействуя с верхними частями пластин. Кислотная стратификация развивается в ситуации, когда аккумулятор постоянно эксплуатируется при низком уровне заряда (ниже 80%), никогда полностью не заряжается и подвергается неглубоким разрядкам. К примеру, вождение автомобиля на небольшие дистанции с включенным электрооборудованием приведет к тому, что генератор не всегда сможет применять зарядку насыщения и это может стать причиной стратификации. Соответственно, автомобили представительского класса с расширенными дополнительными возможностями, которые весьма энергозатратны, более склонны к возникновению этого явления.
Стратифицированный аккумулятор, в нем концентрация кислоты в верхней части меньше, а в нижней больше. Малая плотность электролита в верхней части ограничивает взаимодействие с активным веществом, снижает общую ёмкость и приводит к коррозии решеток(токоотводов). В это же время высокая концентрация в нижней части приводит к усилению электрохимических реакций и напряжение холостого хода искусственно завышается(см. "Мнимый заряд"). Такой неравномерный заряд пластин аккумулятора уменьшает отдаваемый АКБ пусковой ток, что создает проблемы с запуском двигателя автомобиля. Излишняя концентрация кислоты в нижней части аккумулятора вызывает сульфатацию погруженных в нее пластин.
При стратификации можно дать аккумулятору отстояться несколько дней, также поможет поворачивание со стороны в сторону(покачивание) или встряхивание(езда на автомобиле) для перемешивания электролита. В "классических" руководствах обычно рекомендуют “уравнительный” режим зарядки, который заключается в повышении напряжения 12-вольтового аккумулятора до 16 В в течение 1-2 часов, что вызывает "кипение"(обильное газовыделение) которое может перемешать электролит, но при этом разрушает намазки и расходует воду(электролиз).
Следует избегать(я считаю и я уверен в этом) такого "перемешивания кипячением".
Кислотной стратификации не всегда удается избежать. В холодное время года емкость стартерных автомобильных аккумуляторов, как правило, ограничена 75%, двигатель на холостом ходу или при движении на малой скорости не всегда способен обеспечить достаточную зарядку, поэтому стоит использовать внешнее зарядное устройство.

К списку вопросов

Вопрос: Что же такое «мнимый заряд»?? вы много раз используете это понятие...

Ответ: "Мнимый заряд" это когда напряжение на АКБ 12.7В, т.е вроде как 100% заряда по НРЦ, а заметного тока(даже до 0.1С) АКБ длительно не дает, т.е. "стартер не крутит" но зато сразу 12.7В вольтметр показывает, и только малыми (0.03--0.05с) нагрузками удается выжать из АКБ хотя-бы 50% емкости.
Расскажем подробнее о теории и причинах возникновения "мнимого заряда".
"Мнимый заряд" - я этим термином называю состояние АКБ при котором НРЦ АКБ показывает 80-100% "заряда", а при попытках получить от АКБ заметные (от 1А и выше) токи, напряжение АКБ резко падает ниже допустимого (10.8В). АКБ при этом не держит разрядный-стартерный ток, но при снятии тока стартера практически мгновенно показывает напряжение 80-100% заряда. Это происходит обычно от длительного стояния без работы (циклирования) АКБ, при этом намазки снаружи покрываются кристаллами сульфата свинца, которые мелкодисперсен и просто забивает поры, либо от постоянных неполных(неглубоких) разрядов, когда не вся масса намазок в АКБ работает в процессе.
Аналогия тут 100% с приготовлением бифштекса тут уместна. Есть, грубо, три типа бифштексов (в скобках соотв.понятия для АКБ):
1) "с кровью" - кусок мяса (намазка) бросается на раскаленную сковороду(большой ток заряда) и тем самым закупориваются внешние поры мяса(намазок), тем самым сохраняя внутри все полезное, в т.ч. "кровь"(электролит, реагенты). При этом имеем "корочку" либо "внешний запечатывающий слой" который сам по себе работает при неглубоких заряда-разрядах АКБ, но препятствующий работе глубинных слоев реагентов намазок АКБ и самое главное - быстрому вводу этих "глубинных слоев" в работу при набросе нагрузки. При большом токе "корочка" просто отдает все запасы сразу и электролит становится водой, которая диэлектрик, напряжение АКБ резко падает, а глубинные слои намазок получаются изолированными от основной массы электролита в промежутках между пластинами. Лечение АКБ: методом малых токов (0.05С и ниже) при которых мы полностью выкачиваем емкость и делаем намазки равномерно разряженными. После разряда следует немедленно зарядить акб "с добивкой", и весь цикл заряда я рекомендую делать с паузами на "подвоз снарядов"(ионов) в зону реакций.
2) "сухой" - кусок мяса длительно прожаривается так, чтобы не допускать "корки", и поддерживается приготовление "на среднем огне" все время готовки. При этом получается равномерно(!) прожаренный продукт :) Намазки тоже самое - при заряде номиналом порядка 0.1-0.2С - но следует следить за "своевременной подачей патронов"(ионов) в топку реакций, тогда формируется равномерная намазка, что позволяет нормально снимать токи с АКБ. Идеальный случай это зарядка номиналом тока с паузами на "подвоз снарядов"(злектролита).
3) "средний" - тут большой диапазон от "с кровью" до "сухого" - очень много вариаций "сухости" :) как и в случае неравномерного заряда АКБ - нарастание-модификация реагентов внутри АКБ происходит с разной степенью плотности, что приводит к разной степени доступности зон с полным зарядом внутри намазок.
Внимание !!! следует помнить, что заряд непрерывным малым током (0.05с--0.1с) приводит к преимущественному образованию мелкодисперсных кристаллов альфа-модификаций оксида свинца, что затрудняет отдачу больших токов от АКБ. Заряд токами 0.1С--0.2С (а в моих опытах и 1С) с паузами приводит к формированию бетта-модификаций оксидов свинца, которые имеют в два раза большую емкость (ампер-часов) по сравнению с альфа-модификациями. Подробнее и с графиками и картинками описано в разделе "История" моего сайта. ...попутно отвечаю на "дурацкий" вопрос на тему "а если бетта- дает в 2 раза выше емкость, так это можно из 50Ач акб получить 100Ач ?" :) Нельзя. Можно получить только меньшую емкость, при классических способах заряда, потому что на заводе готовые намазки изготавливают с 80% и выше содержанием бетта-модификаций оксидов свинца, и вы можете в процессе эксплуатации АКБ только приближаться (если применять классический "кипятильник") к "заводской емкости" АКБ.

К списку вопросов

Вопрос: Что такое Пассивация электродов свинцового аккумулятора ?

При разряде активная масса используется не полностью: при малых токах коэффициент использования составляет 40—60, при больших 5—10 %. Снижение коэффициента использования при больших токах обусловлено в основном концентрационной поляризацией — резким снижением концентрации серной кислоты в порах положительного электрода (в пределе до нуля). При малых токах преждевременное снижение разрядного напряжения связано с пассивацией электродов. Пассивация вызвана тем, что образующийся при разряде в виде плотного мелкокристаллического слоя сульфат свинца экранирует частички активной массы — как свинца, так и двуокиси свинца. Для уменьшения пассивации отрицательного электрода в состав его активной массы вводят специальные добавки — сульфат бария, лигносульфонат калия, гуминовую кислоту, различные дубители и т. д. Адсорбируясь на поверхности свинца или сульфата свинца, органические добавки затрудняют образование новых зародышей сульфата свинца и способствуют росту более крупных кристаллов и образованию более рыхлого слоя. Кристаллы сульфата бария изоморфны с сульфатом свинца; поэтому их добавление, наоборот, увеличивает число зародышей. Но поскольку они распределены достаточно равномерно по всему объему активной массы, это также способствует образованию рыхлого слоя. Активирующие добавки выполняют одновременно еще и другую функцию, являясь расширителями активной массы.

При хранении, а также при циклировании свинцовая губка постепенно спекается, т. е. укрупняются кристаллиты, уменьшаются площадь истинной поверхности и пористость. В результате увеличивается истинная плотность тока и ускоряется пассивация. Введение около 1% добавок в активную массу предотвращает спекание и усадку губки (отсюда и название расширитель). При слишком большой концентрации добавок возможно вспучивание активной массы. Комбинированное применение сульфата бария и органических расширителей гораздо более эффективно, чем действие индивидуальных компонентов, так как органические добавки адсорбируются на поверхности сульфата бария и остаются в рабочей зоне отрицательного электрода. В отсутствие сульфата бария эти добавки постепенно переносятся на положи-тельный электрод и там окисляются.
На положительном электроде склонность к пассивации зависит от модификации двуокиси свинца: альфа-PbO2 имеет меньшую удельную поверхность, чем бета-PbO2. Кристаллические решетки а-PbO2 и PbSO4 изоморфны и при разряде на а-PbO2 образуется плотный слой сульфата, препятствующий дальнейшему разряду. В связи с этим коэффициент использования альфа-PbO2 в 1,5—3 раза меньше, чем бета-PbO2. Соотношение a- и b-фаз в электродах зависит от условий их изготовления и формирования — обычно обе модификации образуются в сравнимых количествах. При циклировании а-РЬО2 постепенно переходит в более устойчивую b-PbO2 , что сопровождается некоторым ростом емкости электрода.

К списку вопросов

Вопрос: потеря емкости у кальциевых АКБ при глубоких разрядах это миф или реальность?

Миф о потере емкости у кальциевых АКБ при глубоких разрядах был вовсе не миф, а реальность и напрямую это детально изложено при описании PCL. Статью можно прочесть тут
Premature capacity loss (antimony-free-effect) = Преждевременная потеря емкости (без сурьмы)( мой перевод курсивом ниже )
Одной из основных задач нашего отдела является раскрытие явлений, возникающих во время работы аккумуляторов VRLA. Когда свинцово-сурьмяные батареи в свинцово-кислотных батареях были заменены свинцово-кальциевыми, срок службы батарей значительно сократился. Это явление было названо сначала «эффектом без сурьмы», а затем «преждевременной потерей мощности» (PCL).
Параметры и условия, влияющие на PCL.
Анализируя многочисленные литературные данные, Д. Павлов суммировал основные параметры, которые оказывают наибольшее влияние на PCL, следующим образом:
* Легирующие добавки в сеточные сплавы (Sb, Sn, Ca)
* Плотность активной массы
* Количество и концентрация H2SO4
* Режимы заряда и разряда
* Высокий коэффициент использования положительной активной массы и большая глубина разряда
* Нет давления стека(поджатия активной массы) в ячейке
Расположение эффекта PCL.
Было установлено, что эффект PLC является результатом изменений структуры и электрических свойств (образование барьерного слоя сульфата PbSO4) коррозионного слоя во время циклирования.
Коррозионный слой.(CL)
Было установлено, что CL включает два подслоя: плотный (внутренний) и пористый (внешний) подслой. Внутренний слой состоит из PbO1.2, а внешний слой - из оксидов свинца PbO1.8, что приводит к разной проводимости подслоев. Гель-кристаллический подход применяется для описания свойств коррозионного слоя. В соответствии с вышеупомянутыми свойствами гидратированных гелевых зон предложен механизм переноса электронов «мостики-островки». Состав и структура СL зависят от скорости реакций, происходящих в решетке токосьема, и от состава сплава решетки токосьема. Легирующие добавки могут влиять на проводимость CL двумя способами. Во-первых, они могут действовать как электрокатализаторы или ингибиторы реакций в CL и, таким образом, изменять его стехиометрический коэффициент. Второй режим заключается в изменении полупроводниковых свойств оксидов при CL - образовании смешанных оксидов. Влияние Sb, Sn, As, Bi на структуру и свойства CL и его влияние на ПКЛ было исследовано.

Предложен новый теоретический подход к интерфейсу grid/PAM (решетка токосьема/Положительная намазка). Предполагается, что интерфейс между сеткой токосьема и PAM имеет следующую структуру: grid/CL/AMCL/PAM, где AMCL означает слой активного сбора массы. Основной функцией AMCL является сбор тока, генерируемого PAM.
Методы подавления эффекта PCL.
На основании теоретических и экспериментальных данных, полученных в результате фундаментальных исследований, были предложены методы предотвращения отказа, вызванного PCL. Эти методы можно разделить на две группы, первая группа связана с технологией производства, а вторая группа - с параметрами проектирования ячейки(банки).
** Подберите подходящие добавки к сетке сплавов (Sb, Sn), которые бы связывали полимерные цепи гелевых зон ПАМ в сети с высокой проводимостью.
** Подберите подходящие легирующие примеси для сеточных сплавов, которые поддерживают высокий стехиометрический коэффициент и высокую проводимость CL
** Улучшение контакта между сеткой и PAM посредством формирования толстого CL (высокотемпературное отверждение положительных пластин)
** Ограничьте пульсацию(изменение обьема) пластины до 10-15% во время циклов зарядки-разрядки (глубина разряда-заряда не должна приводить к изменению обьема намазки более чем на 10-15%).
** Ограничьте количество H2SO4, достигающего границы решетка/PAM, путем увеличения плотности PAM
...
D. Pavlov, Premature Capacity Loss (PCL) of the Positive Lead/Acid Battery Plate: Phenomena. New Concept., J. Power Sources, 42 (1993) 345

К списку вопросов

Вопрос: Почему не получается добиться той-же плотности электролита в стартерном АКБ после проведения нескольких разрядных циклов ?

Ответ: При разряде активная масса используется не полностью: при малых токах коэффициент использования составляет 40—60, при больших 5—10%. Снижение коэффициента использования при больших токах обусловлено в основном концентрационной поляризацией — резким снижением концентрации серной кислоты в порах положительного электрода (в пределе до нуля). Это я уже писал ранее обьясняя пассивацию электродов(намазок). "АКБ только что с Завода" это значит что АКБ был изготовлен из химически сформованных пластин с намазками, созданными химическим а не электрическим путем. После химической формовки (пасту намазали на пластины, +термообработка) АКБ переходит в цех электрической формовки, где всю партию АКБ нещадно кипятят несколько часов, с паузами, называя это "формовка электрическая". Напряжения каждого АКБ при формовке на заводе никто обычно не контролирует - на стенде собирают 10-100 АКБ последовательно и подают на них общее напряжение заряда. После формовки АКБ доливают электролитом до 1.3 плотности, "так чтобы хватило на запас", это называется "корректировка плотности", и НИКТО не контролирует на заводе методом КТЦ (или нескольких КТЦ) состояние АКБ! Так что стремление что-то доказать пытаясь получить после нескольких КТЦ в АКБ именно ЗАВОДСКУЮ плотность электролита - это мягко говоря пустая трата времени. Результат недостижимый, из-за того что состояние намазок после КТЦ стартерного АКБ это совсем другое состояние, намазки "распушились" и приняли уже другую конфигурацию, которая НИКОГДА не будет "как на заводе", а часть электролита использована для другого состояния Химии внутри, в том числе на измененные соотношения альфа и бета модификаций оксидов свинца, по сравнению с "химически только что создали в печке". Напомню что: Кристаллические решетки а-PbO2 и бетта-PbSO4 изоморфны и при разряде на а-PbO2 образуется плотный слой сульфата, препятствующий дальнейшему разряду. В связи с этим коэффициент использования альфа-PbO2 в 1,5—3 раза меньше, чем бета-PbO2. Соотношение a- и b-фаз в электродах зависит от условий их изготовления и формирования — обычно обе модификации образуются в сравнимых количествах. При циклировании а-РЬО2 постепенно переходит в более устойчивую b-PbO2 , что сопровождается некоторым ростом емкости электрода.

К списку вопросов

Вопрос: Что такое терморазгон свинцового аккумулятора ?

Как я писал ранее, при классическом способе заряда, в конце заряда по методу CCCV, в АКБ наблюдается кипение(электролиз) и так как напряжение на АКБ приближается к "стабилизированному" от классики ЗУ, то ток в цепи падает. Падает до величин в 0.1.....0.005А. Это снижение тока на "поживших" АКБ может привести к эффекту "терморазгона", который выражается в том что ЗУ не может завершить заряд, потому что малый ток не даёт ЗУ быстро проскочить опасный момент окончания заряда(подьем напряжения на АКБ выше 14.4в), на котором может начаться терморазгон. При малом токе может наступить момент баланса: когда вся энергия идет в разогрев и электролиз, энергия не запасается а расходуется на внутреннем сопротивлении АКБ вызывая его разогрев. На большом токе(0.1....0.2С) АКБ не успела бы нагреться ввиду высокой теплоемкости свинца, напряжение достигло бы отсечки(14.4в) и ЗУ зажгло бы зеленую лампочку("заряжено") прекратив заряд до того, как АКБ успела бы нагреться.

К списку вопросов

Вопрос: Что такое «Капельница»?? вы много раз используете это понятие...

Ответ:Капельница это заряд аккумулятора импульсами постоянного тока с последующей паузой. Соотношение времён заряд:пауза примерно от 1:1 до 10:1 (при величине тока от 0,05С до 1С) . Этот режим применяется для аккумуляторов, которые разряжены ниже 12В до достижения напряжения на них 12В. Может применяться и для всего времени заряда АКБ.

К списку вопросов

Вопрос: Что такое «Анти-Капельница»? на форумах много раз используете это понятие...

Ответ: "Анти-Капельница" это Разряд аккумулятора импульсами постоянного тока с последующей паузой. То есть: разряд нужным током в течении определённого времени, после чего нагрузка ненадолго отключается. "Определённое время" разряда и паузы исчисляется секундами, поэтому понятие "импульс" тут применяется условно. Процесс разряда контролирует пользователь. Соотношение времён разряд: пауза примерно от 1:1 до 10:1(при токе разряда 0,05--0.5С) Напряжение на клеммах аккумулятора, до которого разряжать: 10,8В - тяговые, 11,5В - стартёрные. Этот режим применяется для глубокого разряда аккумуляторов, с выкачкой ёмкости.

К списку вопросов

Вопрос: Что такое «Качели»?...

Ответ: Заряд аккумулятора постоянным током до величины напряжения на клеммах 14.4В с последующей паузой, длительностью "пока напряжение на клеммах достигнет 12.7В", затем снова заряд до величины напряжения на клеммах 14.4В, пауза до напряжения на клеммах 12.7В и так далее. Этот режим используется для поддержания аккумулятора в заряженном состоянии. Этот режим используется в ЗУ "СТЕК".

К списку вопросов

Вопрос: Что такое «Заряд реверсивным током (Реверсивный заряд)»?


Ответ:"Заряд реверсивным током (Реверсивный заряд)." это заряд аккумулятора импульсами постоянного тока с последующими импульсами разряда. То есть "заряд-разряд-заряд-разряд...." и т.д. Соотношение токов заряд:разряд примерно 10:1 - 20:1 (при непревышении тока заряда 0,1С) Соотношение времён заряд:разряд примерно от 1:1 до 10:1, зависит от АКБ, токов и величины разрядной нагрузки. Этот режим обычно всякие издания рекомендуют применять для десульфатации аккумуляторов. Но не все случаи помогает вылечить.

К списку вопросов

Вопрос: Что такое «Добивка»?? вы много раз используете это понятие...

Ответ: "Добивка" это когда Заряд аккумулятора производится импульсами тока от 0.05С до 1С. Алгоритм есть собственность Автора и реализован в его серийно выпускаемых ЗУ. (С) А.В.Сорока Добивку нормально делают только мои изделия. (С) А.В.Сорока . Этот режим используется для десульфатации и "чтобы поднять емкость до 100-107%." (С) А.В.Сорока

К списку вопросов

Типичный отзыв пользователя моих ЗУ:

Что же касается самой зарядки - без перерыва работает с января и по сей день, подняла кучу батарей за это время, но даже не это главное. У меня основная задача - набор батарей одинаковой емкости цепочками по 8-16-20 штук. И вот здесь зарядка оказалась просто кладом, АКБ подкинул, -1SUR-11 поставил, на следующие сутки остается только переписать емкость с дисплея, УДОБНО просто словами не описать как. За 4 месяца сэкономлено моего личного времени на сумму, превышающую стоимость ЗУ в десятки раз :) Это просто праздник какой то %-) ушли в прошлое лампочки и бдения у батареи в конце разряда КТЦ в ожидании достижения порога 10.8в. Все таки ЗУ с микропроцессорным управлением против ЗУ без оного, это как пересесть с запорожца в мерседес. Короче вещь в хозяйстве нужная, рекомендуемая к покупке! Средства отобьете сдав на цвет.мет. старую дедову зарядку весом 100500 кило.

К списку вопросов

Вопрос: А к гибридным АКБ тоже относиться как к кальциевым? A-MEGA, Вами рекомендуемая, к примеру, или Тюмень, которая заявляет "высокая стойкость к циклам глубокого «заряда-разряда» в жестких режимах эксплуатации, в том числе в режиме такси"? Или как-то еще?

Ответ: в принципе, гибридные боятся только глубокой просадки с переполюсовкой банок, но я бы всем рекомендовал не гонять без нужды АКБ ниже 11.5в... а лучше - ниже 12в не гонял. Разряд до 12в выдает примерно 86% емкости, для 90% применений этого с головой хватает.
Состояние банок АКБ можно легко проверить: Методика третьего электрода Онлайн тут (нажать по ссылке)

К списку вопросов

Мне часто пишут вот такие подобные письма: Здравствуйте Александр! Имеем: дизельный авто с аккумулятором 12V 80Ah 800A AGM . Эксплуатация - Москва, теплой парковки нет, поездки короткие с пробками. На авто стоит сигналка и Webasto, которые за зиму аккум садят. Снять аккум нет возможности . Что посоветуете ?

Ответ мой: У вас КЛАССИКА "попадалова" автомобилиста а именно:
1) дизель - требует высоких токов старта, это требует хорошего АКБ.
2) "машина на улице" - АКБ постоянно холодный, при коротких поездках мало того что не отогревается так еще и незаряжается от генератор нормально.
3) сигналка (небось навороченная, жрущая под 100мА тока) - ко всем пунктам добавляет постоянный разряд малыми токами :-( который ведет к сильной сульфатации, что вместе с п.2 за год-два может привести АКБ в мусорку.
4) Вебасто ... которое жрет энергию с разряженного и холодного АКБ...
Советов мало и они все давным-давно известны:
1) установить термочехол с подогревом на АКБ , будет летом защищать от жары, зимой от холода (АКБ разогреваем при езде и храним от холода сколько можем, подогрев только когда мотор работает).
2) разобраться с сигналкой, чтобы меньше жрала.
3) генератор на автомобиле - проверить что выдает, проводку проверить и если генератор менее 100А выдает - найти возможность поменять на 100-120А тока. (в рамках производителя машин есть разные варианты).
4) если есть руки из нужного места, паяльник, и возможность - реализовать в машине двух батарейную систему, при которой один АКБ в салоне-багажнике и тягового типа, либо собран из нескольких УПСовых АКБ(для емкости), а второй - под капотом, на стоянке оторван от сети, включается только при езде (подзаряд) и служит только для старта мотора. (по двухбатарейной схеме есть много тем в Сети, или ко мне обращайтесь).
... если поставите термочехол на АКБ , то можно сделать "финт ушами": все равно какое ЗУ но обязательно герметичное, маленькое, способное работать при минус температурах. Ток не особо важен(1-5А), главное не превышать 14.4в и уходить в "качели" потом или 13.6в поддержания(это хуже но терпимо), прикручиваете рядом с АКБ, провода-розетку на 220в, и удлинитель к себе. Суть в том, что когда врубаете 220в, то врубается подогрев АКБ, и его заряд - за несколько минут-час вы разогреваете АКБ и заряжаете его при (+) температуре, даже на улице, это снимет проблемы. (должно снять).

К списку вопросов

"Блеск и нищета", что нам врут маркетологи по технологии именуемой - EFB (enhanced flooded battery)...

Многие до конца не понимают, что это на самом деле и в чём отличие этих акб от стандартных акб с жидким электролитом и есть ли они вообще. EFB - enhanced flooded battery, что переводится как усовершенствованная наливная батарея.
Но самое интересное в этой аббревиатуре, это полное отсутствие среди производителей какого либо жёсткого регламента по этим самым усовершенствованиям. А это в свою очередь означает, что видя надпись EFB на акб на акб разных производителей вовсе не означает, что они сделаны одинаково.
Один из производителей написал в Сети, что он разработал бюджетный вариант акб для авто с системой старт-стоп и внёс в конструкцию наливного акб некоторые изменения, для достижения улучшенных показателей по количеству циклов и ускорению заряда АКБ.
Изменения коснулись преимущественно "плюсовых" пластин, их сделали в два раза толще подобно пластинам AGM и обернули микро волокнистой тканью для снижения оплывания активной массы + применили "сепараторный конверт" с улучшенными пропускными способностями для инонобмена. То есть: получился гибрид между AGM и WET акб, обладающий хорошими способностями тягового и стартерного акб. Так пишет нам производитель АКБ.
Для использования тех же типоразмеров корпуса, были внесены изменения в размер пластин, а так же изменения плотности и объёма электролита заливаемого в банки. Объём электролита снизили из за увеличения габаритов набора пластин и увеличили плотность электролита до 1,31 вместо 1,28. Вот именно такие изменения в АКБ это действительно, то что должно называться EFB.
На практике же такие АКБ на рынке надо бы ещё поискать. Производители АКБ под эту дудку, печатая на этикетка EFB, могут иметь в виду любые изменения в конструкции которые пожелают, то есть используют как маркетинговый ход.
Один из представителей выдающегося маркетинга в чистом виде есть на этом видео, это аккумулятор Аком, я не вижу там вообще ни каких отличий от обычного стартерного АКБ, плюсовые пластины тонкие и сделаны методом просечки, не обвёрнуты никакой тканью, какие именно там введены улучшения остаётся загадкой.
Иначе говоря в серьёз задумайтесь прежде чем купить такой Аком АКБ по большей стоимости, может так случиться, что кроме надписи там ничего хорошего нет.
Вот по ссылке видео, в котором распилили Аком EFB, и оказалось что там все как обычно:

К списку вопросов

пояснения почему для AGM и GEL вреден перелив воды...?

Для пояснения обратимся к исследовательским работам "Valve-regulated Lead–Acid Batteries" D.A.J. Rand и другие.
The Behavior of Oxygen Transport in Valve-Regulated Lead-Acid Batteries with Absorptive Glass Mat Separator
Но для начала вспомним вот эту картинку, которая отображает степень расслоения электролита с ростом количества циклов в акб в зависимости от их типа.
Лидирует с минимальной склонности к расслоению GEL расшифровывается как Gelled Electrolite. В качестве электролита используется кислота, связанная стабилизатором, называемая силикагелем.
На втором месте AGM (Absorbent Glass Mat) — это технология изготовления свинцово-кислотных аккумуляторов, созданная инженерами американской компании Gates Rubber Company[1] в начале 1970-х годов. Отличие батарей AGM от классических в том, что в них содержится абсорбированный электролит, а не жидкий, что даёт ряд изменений в свойствах аккумулятора. Абсорбируется электролит в AGM за счёт капиллярного эффекта, микропористой волокнистой структуры стекломата, именно эти капиллярные силы связывают его и удерживают от значительного расслоения при циклировании.
Аутсайдер наливной WET(vented) по скольку электролит находится в практически свободном состоянии, расслоение в таких АКБ выражено очень ярко. Простой вывод из этого - чем более в связанном состоянии находится электролит, тем меньше выражено его расслоение при циклировании.
Далее загляываем в первое указанное мной издание и ищем там странице 188 вот эту табличку 7.5
Которая наглядно показывает к чему приводит уменьшение удельной площади поверхности стекломата. Простым языком говоря, при заполнении стекломата избыточным количеством электролита(воды) в виду заполнения всей структуры стекломата капиллярный эффект ослабевает и стекломат хуже удерживает (связывает) электролит, что в свою очередь способствует возникновению расслоения. Чем сильнее вы перелили AGM тем ближе он приблизился к обычному наливному АКБ со всеми его недостатками.
Далее, вторая статья имеет следующий график.
Рисунок наглядно иллюстрирует способность пропускать вертикальный выход газов кислорода и водорода в зависимости от степени заполнения стекломата электролитом. Чем сильнее стекломат пропитан электролитом, тем слабее его способность к вертикальному пропуску газов, образовавшихся при электролизе (при избыточном заряде). Это, в свою очередь, любому здравомыслящему человеку говорит о том, что даже в нормально увлажнённом 94-96% стекломате практически отсутствует способность к перемешиванию электролита пузырьками газа и чем больше степень пропитки стекломатов тем меньше эта способность.
Иначе говоря, я желаю приятного перемешивания стекломатов с пластинами, всем кто рекомендует "хорошенько прокипятить" AGM или GEL АКБ. Вы этим точно убьете ваши АКБ.

К списку вопросов

Вопрос: ?

...здесь могут быть ваши вопросы...

К списку вопросов


Напоследок - пламенный привет от меня установщикам АКБ в солнечные электростанции.
Вот вам картинка как НАДО соединять АКБ если у вас 48в станция а хочется АКБ побольше:






( нажмите правой кнопкой мышки и "открыть изображение" покрупнее)
Схема включения АКБ не просто так такая. Если сделать неправильное включение, то Первый АКБ к контроллеру будет изнашиваться быстрее всех.
должен получаться равный путь токов через каждый АКБ и они при этом равномерно работают.
Рассмотрим вот такую картинку:

подключения нагрузки к батарее параллельно соединенных аккумуляторов.
Слева — неправильный. Справа правильный
Обычно аккумуляторы соединяют между собой медным кабелем сечением 35мм2 с удельным сопротивлением около 0,0006 Ом на метр. Таким образом сопротивление кабеля длиной 20 см между аккумуляторами будет 0,00012_Ом. Это очень мало, но если добавить 0,0002_Ом для каждого соединения (клемма на кабеле, клемма на аккумуляторе и т.д), то сопротивление возрастет до 0.0015_Ом.
Если нагрузка распределена между аккумуляторами равномерно, то при потребляемом токе 100 ампер, каждый из четырех аккумуляторов отдает по 25 ампер. Однако в рассматриваемой схеме самый большой ток отдает нижний аккумулятор, а ток каждого следующего постепенно уменьшается.
Это происходит потому, что ток идущий от нижнего аккумулятора не встречает на своем пути никакого сопротивления кроме сопротивления кабеля к нагрузке. Ток от второго снизу аккумулятора дополнительно проходит через два соединительных провода, от второго снизу через четыре и от самого верхнего через шесть. Таким образом, вклад верхнего аккумулятора в общий ток гораздо меньше, чем нижнего.
Во время зарядки происходит тоже самое — нижний аккумулятор заряжается большим током чем верхний. Условия его работы тяжелее, и он выйдет из строя раньше.
Вычисления показывают, что при внутреннем сопротивлении аккумулятора 0,02_Ом, сопротивлении клемм 0,0015 Ом и нагрузке 100_Ампер, возникает следующее распределение тока между аккумуляторами:
Нижний аккумулятор — 35,9 ампер.
Второй снизу — 26,2 ампер.
Третий снизу — 20,4 ампер.
Верхний аккумулятор — 17,8 ампер.
Таким образом, нижний аккумулятор обеспечивает вдвое больший ток чем верхний. Однако в два раза большая нагрузка нижнего аккумулятора не означает, что его срок службы вдвое меньше. По мере разряда нижнего аккумулятора, нагрузка перераспределяется между остальными тремя аккумуляторными батареями. Недостаток такого подключения в том, что батарея в целом эксплуатируется с огромным дисбалансом и стареет гораздо быстрее, чем при правильной балансировке.

Схема справа: При этом способе соединение аккумуляторов между собой остается прежним, но нагрузка подключается к разным аккумуляторам. Распределение тока в модифицированной батареи при нагрузке 100А следующее:
Нижний аккумулятор –26,7 ампер.
Второй снизу — 23,2 А.
Третий снизу — 23,2 А.
Верхний аккумулятор — 26,7 ампер.
Улучшение по сравнению с первым методом существенное и аккумуляторы гораздо ближе к правильной балансировке.

Напишите нам


Внимание! если у вас email адрес вида *@mail.ru, *@yandex.ru, *@bk.ru, *@inbox.ru вы можете не получить от меня ответа, так как письма на эти адреса не проходят. Если у вас почта вида *@gmail.com то проверьте папку "СПАМ", нормальные письма иногда без обяснений туда попадают.


лучшее зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов Зарядное устройство SOROKA ктц акб зарядка свинцового аккумулятора заряд разряд аккумулятора зарядка свинцового аккумулятора восстановление кальциевого аккумулятора зарядка свинцового аккумулятора зарядка свинцового аккумулятора зарядка свинцового аккумулятора зарядка свинцового аккумулятора зарядка свинцового аккумулятора зарядка свинцового аккумулятора десульфатация agm аккумулятора Зарядний пристрій SOROKA v.9-TOP автоматическое адаптивное алгоритм заряда свинцового аккумулятора алгоритм зарядки автомобильного аккумулятора алгоритм зарядки автомобильного аккумулятора Автомобильный аккумулятор проверка тестирование в Киеве десульфатация agm аккумулятора
десульфататор зу для акб автомобиля как восстановить кислотный аккумулятор балансир для свинцовых аккумуляторов свинцово-кислотный аккумулятор зарядка сорока александр акб westa зус тор4 тор6 тор7 напряжение заряда свинцового аккумулятора
alex soroka alex soroka alex soroka интеллектуальное зарядное устройство для аккумуляторов десульфатация аккумулятора своими руками зарядное для кальциевых аккумуляторов восстановление и зарядка аккумулятора схемы циклическая зарядка автомобильного аккумулятора циклическая зарядка автомобильного аккумулятора циклическая зарядка автомобильных аккумуляторов плата для зарядки автомобильных аккумуляторов алгоритм зарядки автомобильного аккумулятора
зарядное устройство для автомобильного аккумулятора десульфатация восстановление кальциевого аккумулятора зарядка свинцовых аккумуляторов зарядка свинцовых аккумуляторов плата для зарядки автомобильных аккумуляторов
the best charger for car batteries ktc battery charging a lead-acid battery charging a battery discharge charging a lead-acid battery restoring a calcium battery lead battery charging lead battery charging lead acid battery charging lead battery charging lead battery charging lead battery charging agm battery desulfation lead battery charging algorithm car battery charging algorithm car battery charging algorithm Car battery checking testing in Kiev agm battery desulfation
desulfator zu for car battery how to restore an acid battery balancer for lead batteries lead-acid battery charging a magpie alexander akb westa zus tor4 tor6 tor7 charge voltage of a lead battery
alex soroka alex soroka alex soroka intelligent battery charger diy battery desulfation charger for calcium batteries battery recovery and charging circuits cyclical car battery charging cyclical car battery charging cyclical car battery charging car battery charging board car battery charging algorithm
charger for car battery desulfation recovery of calcium battery charging lead-acid batteries charging lead-acid batteries board for charging car batteries десульфататор балансир для аккумуляторов купить авто аккумуляторы зарядка ток зарядки аккумулятора напряжение заряда автомобильного аккумулятора восстановление кальциевого аккумулятора зус тор4 тор6 тор7 зарядка аккумулятора с лампочкой сульфатация металла зарядка аккумулятора асимметричным током десульфатация кальциевого аккумулятора восстановление agm аккумулятора зус тор4 тор6 тор7 зус тор4 купить тренировка аккумулятора десульфататор как правильно заряжать свинцово-кислотный аккумулятор долить воду в аккумулятор десульфатация гелевых аккумуляторов как заряжать свинцово-кислотный аккумулятор зарядка свинцового аккумулятора восстановление акб авто долить электролит в аккумулятор зарядка акб зарядное устройство для восстановления аккумуляторов свинцово-кислотный аккумулятор восстановление восстановление кальциевого аккумулятора десульфататор как восстановить свинцово-кислотный аккумулятор контроллер заряда свинцового аккумулятора аккумулятор импульс десульфатация акб сколько стоит электролит для аккумулятора зус тор4 тор6 тор7 зарядка автомобильного аккумулятора малым током са са восстановление автомобильных аккумуляторов зарядки зарядное для акб как правильно заряжать кальциевый аккумулятор зус тор4 тор6 тор7 зус тор4 купить десульфататор зарядка для аккумулятора 12в 7ач зарядка гибридного аккумулятора автомобильное зарядное устройство на ардуино балансир для литий ионных аккумуляторов дистиллированная вода для аккумуляторов как правильно зарядить кальциевый аккумулятор аккумуляторные батареи зарядка зарядное устройство для аккумулятора 12v 7ah гелевый аккумулятор зарядка и обслуживание восстановление кальциевого аккумулятора вольтаж зарядки аккумулятора зарядное устройство 30 ампер зу для аккумулятора гелевый аккумулятор обслуживание аккумулятор ибп восстановление зарядка agm аккумулятора восстановление кальциевого аккумулятора 7 тор орг обслуживание акб зарядник для акб автомобильное зарядное устройство из ups восстановление гелевого аккумулятора нова пошта отправка в россию зарядка свинцового аккумулятора зус тор4 тор6 тор7 зус тор4 десульфататор десульфатация аккумулятора зарядным устройством как восстановить акб автомобиля що таке акб заряд батареи резко падает заряд магния зарядное устройство акб зарядка свинцового аккумулятора з/у для авто аккумулятора зарядка аккумулятора зу 90 как заряжать восстановление гелевых аккумуляторов интеллектуальное зарядное устройство для автомобильных акб зарядка свинцового аккумулятора зус тор4 десульфататор org.ua почта зу 55а инструкция кулон 912 орион зарядное принцип работы свинцового аккумулятора 6 вольтовые аккумуляторы аккумулятор кипит сразу при зарядке зарядка свинцового аккумулятора корпус для зарядного устройства мнимый значение электродом бай зарядки для авто залить электролит в аккумулятор зарядка автомобильного аккумулятора от ибп зарядка свинцового аккумулятора зус тор4 зус тор4 купить зарядное устройство для литий полимерных аккумуляторов сопротивление аккумулятора аккумуляторные зарядки серная кислота для аккумуляторов зарядка свинцового аккумулятора восстановление кальциевого аккумулятора алекс сорока сорока александр зарядное устройство сорока восстановление кальциевого аккумулятора зарядка свинцового аккумулятора ктц акб зарядка свинцовых аккумуляторов зарядка свинцовых аккумуляторов зарядное устройство сороки зарядное устройство сороки зарядное устройство сороки ктц акб ктц акб ктц акб ктц акб зарядка свинцовых аккумуляторов зарядка свинцовых аккумуляторов зарядка свинцовых аккумуляторов зарядка свинцовых аккумуляторов зарядное для кальциевых аккумуляторов зарядное для кальциевых аккумуляторов зарядное для кальциевых аккумуляторов зарядное для кальциевых аккумуляторов зарядное устройство сорокин зарядное устройство сорокин аккумулятор westa 60 обслуживание аккумулятор westa 60 обслуживание зус тор4 купить зус тор4 купить моргалка для десульфатации ток заряда свинцового аккумулятора алгоритм зарядки кальциевого аккумулятора алгоритм зарядки кальциевого аккумулятора алгоритм зарядки кальциевого аккумулятора восстановление кальциевого аккумулятора восстановление кальциевого аккумулятора алгоритм заряда свинцового аккумулятора алгоритм заряда свинцового аккумулятора Кулон 715D Кулон 305 405 715D Кулон 715А Кулон 912 Wi-Fi 707А КУЛОН-Q500 циклическая зарядка автомобильного аккумулятора при зарядке кальциего авто акб в банках идут сильные бульбы prostay shema zu akb HURUPoverta18v IZ sovetskih detaleI зус тор4 тор6 тор7 купить моргалка для десульфатации зарядка аккумулятора с лампочкой циклическая зарядка аккумулятора моргалка для десульфатации тренировка свинцового аккумулятора купить интеллектуальное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора электродом бай зарядка асимметричным током зарядить кальциевый аккумулятор десульфатация аккумулятора лампочкой восстановление аккумулятора автомобильного электролит для аккумуляторов що таке акб что такое сульфатация аккумулятора что можно залить в аккумулятор вместо дистиллированной воды что заливать в гелевый аккумулятор что будет если заряжать телефон более мощной зарядкой ктц кальциевого аккумулятора чем зарядить аккумулятор 12в 7ач циклическая зарядка автомобильного аккумулятора цикл зарядки автомобильного аккумулятора цена зарядки для аккумулятора уровень электролита в аккумуляторе фото умные зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов умное зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов тор орг тор 4 скачать как правильно заряжать тяговый аккумулятор porno как правильно заряжать тяговый аккумулятор аккумуляторы и зарядки аккумулятор westa 60 обслуживание как восстановить аккумулятор автомобиля Евровидение Холостяк Xxxtentacion Полицейские Мстители самогонный аппарат спирт брага самогон как создать семью новости политики украина выборы в украине акум аккум для трактора зарядное для трактора std аккумулятор что это восстановление кальциевого аккумулятора US Navy Lead Battery Recovery Can you restore a lead acid battery? How do you bring a dead lead acid battery back to life? How do you rejuvenate a battery? Can you recondition old car batteries? плата зарядное устройство для 12в аккумуляторов 10а как правильно заряжать тяговые аккумуляторы десульфатация пластин аккумулятора долив воды в agm аккумулятор EFB если перелить дистиллированную воду в аккумулятор pbvybq pfgecr pbvybq cnfhn зимний запуск зимний старт отогреть аккумулятор зимняя зарядка заряд акб зарядка сорокина soroka v 5 profi версия5 профи зарядное устройство пауза инструкция микрозу зарядное устройство пчелка восстановить аккумууляторы шуруповерта зу устраняют эффект PCL remove PCL effect препятствуют образованию барьерного слоя сульфата PbSO4 коррозионного слоя во время циклирования убирают коррозионный слой CL зарядка последовательно соединенных свинцовых аккумуляторов свинцовый аккумулятор зарядка адаптивная зарядка десульфатация необслуживаемого аккумулятора десульфатация гелевых аккумуляторов свинцово-кислотный аккумулятор зарядка десульфататор кулон 912 купить в украине ктц акб своими руками контроллер заряда свинцового аккумулятора из китая зарядное устройство для гелевых аккумуляторов кипит банка аккумулятора при нагрузке зарядки для акб зарядное устройство для аккумулятора скутера своими руками умное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора десульфатация акб восстановление аккумулятора зарядное устройство для свинцовых аккумуляторов автоматическое зарядное устройство +для свинцовых аккумуляторов зарядники для аккумуляторов десульфатация аккумулятора купить зарядное устройство для кальциевого автомобильного аккумулятора устройство +для десульфатации аккумулятора купить как заряжать кальциевый аккумулятор как заряжать свинцовый аккумулятор умная зарядка для автомобильного аккумулятора долив воды в аккумулятор зарядка на аккумулятор что можно залить в аккумулятор вместо дистиллированной воды десульфатация аккумулятора википедия agm аккумуляторы восстановление умная зарядка для аккумуляторов купить зарядка аккумулятора малым током интеллектуальное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора зарядное устройство для 12v 7ah сколько стоит зарядка для аккумулятора