Термины и определения, частые вопросы


( последние изменения от 8 декабря 2015 года)


Терминологя

Аккумуляторная батарея - один из основных элементов электрооборудования автомобиля, поскольку она накапливает и хранит электроэнергию, обеспечивает запуск двигателя в различных климатических условиях, а также питает электроприборы при неработающем двигателе.Автомобильные свинцово-кислотные 12-вольтовые АКБ состоят из 6-ти последовательно соединенных элементов (банок), объединенных в общий корпус. Из каждой банки осуществляется газоотвод, конструкции могут существенно отличаться.

Электролит представляет собой раствор серной кислоты в дистиллированной воде (для средней полосы России плотностью 1.27-1.28 г/см3 при t=+20°С). Кипение электролита - бурное выделение газа при электролитическом разложении воды с выделением кислорода и водорода. Это происходит во время заряда батареи.

Саморазряд - самопроизвольное снижение ёмкости АКБ при бездействии. Скорость саморазряда зависит от материала пластин, химических примесей в электролите, его плотности, от чистоты верхней части корпуса батареи и продолжительности ее эксплуатации.

Напряжение полностью заряженной аккумуляторной батареи без нагрузки (ЭДС - электродвижущая сила) должно находиться в пределах 12.6-12.9 В. Напряжение в бортовой сети автомобиля при работающем двигателе несколько выше, чем на клеммах АКБ, и должно находиться в пределах 13,8-14,8 В (0,2 В от крайних значений). Значение напряжения ниже 13.8 В ведет к недозаряду батареи, а выше 14.4В - к перезаряду, что пагубно сказывается на ее сроке службы.

Полярность аккумуляторной батареи - термин, определяющий расположение токосъемных выводов на ее корпусе. На зарубежных батареях полярность может быть прямой или обратной, т. е. ориентировка положительного и отрицательного выводов относительно корпуса может быть различной. По российскому стандарту (если смотреть со стороны выводов) отрицательный (-) должен располагаться справа, положительный (+) слева.

Ёмкость батареи - способность батареи принимать и отдавать энергию - измеряется в ампер-часах (Ач). Для оценки ёмкости батареи принята методика 20-ти часового разряда током 0.05С20 (т.е. током, равным 5% от номинальной ёмкости). Т.е., если ёмкость батареи 55Ач, то разряжая ее током 2.75 А, она полностью разрядится за 20 часов. Аналогично для батарей ёмкостью 60Ач полный 20-ти часовой разряд произойдет при чуть большем токе разряда - 3А. Данная характеристика определяет возможность питать потребителей в экстремальной ситуации (при отказе генератора). Характеризуется объемом активной массы.

Значение тока холодного старта при -18°С (по DIN) - Величина тока, которую батарея способна отдать при пуске двигателя при температуре -18°С. Наиболее важная характеристика, напрямую сказывающаяся на пуске двигателя. Ведь при -20°С ток, потребляемый стартером, составляет порядка 300А. (Для пуска в летнее время горячего двигателя этот же показатель равен 100-120А.) Значение стартового тока определяется конструкцией батареи, пластин, сепараторов. Чем ниже внутреннее сопротивление батареи, тем выше стартовый ток, тем надежнее пуск двигателя при низких температурах.

Резервная ёмкость - время, в течении которого батарея сможет обеспечить работу потребителей в аварийном режиме. Величина резервной ёмкости, выраженная в минутах, последнее время все чаще проставляется изготовителями батарей после значения тока холодного старта.

Необслуживаемые батареи. Сразу следует оговориться, что этот термин не должен пониматься буквально и восприниматься как руководство к бездействию. Это название говорит об улучшенных потребительских свойствах батареи. Необслуживаемые АКБ требуют долива воды не чаще одного раза в год при условии использования их на автомобилях с исправным электрооборудованием и среднегодовым пробегом 15-20 тыс. км. Встречаются конструкции, исключающие всякое вмешательство на всем протяжении срока службы, но они особенно критичны к состоянию автомобильного электрооборудования.
Корпус современных АКБ изготавливается из пластмассы, в большинстве случаев полупрозрачной, позволяющей контролировать уровень электролита.
Большинство необслуживаемых батарей выпускаются заводами-изготовителями, залитыми электролитом. Так как эти батареи имеют значительно меньший саморазряд, они могут храниться от 6 месяцев до 1 года без подзаряда. Саморазряд новых необслуживаемых батарей за 12 месяцев может составить до 50% от номинальной ёмкости.

Обслуживание АКБ в процессе эксплуатации сводится к проверке и приведению в соответствие с требованиями: уровня и плотности электролита; чистоты и надежности крепления электрических соединений батареи с корпусом автомобиля, параметров электрооборудования, крепления батареи. Необходимо также следить за правильным натяжением ремня генератора, очищать и смазывать выводы и клеммы, содержать батарею в чистоте. Протирайте верхнюю поверхность водным раствором питьевой соды. Доведение плотности электролита до требуемой производится путем заряда батареи от стационарного зарядного устройства. ( ЗУ представлены в разделе "Продукция" )
Вот так кипит аккумулятор от "классики заряда": Нажать http://youtu.be/AkgpzU2g37E


Вопрос: как можно открыть крышку аккумулятора ?
АКБ варта блю динамик, как добавить воды? Не открывается верхняя крышка, или он не обслуживаемый?
Ответ:
Varta и практически все остальные производители сейчас выпускают необслуживаемые аккумуляторы, крышка у них посажена на герметик, открыть то ее можно, но не нужно так как будет недействительная гарантия и потом будет проблематично посадить ее на место.


Вопрос: что такое AGM ?
Ответ:
AGM (Absorbent Glass Mat) — это технология изготовления свинцово-кислотных аккумуляторов, созданная инженерами Gates Rubber Company в начале 1970-х годов. Отличие батарей AGM от классических в том, что в них содержится абсорбированный электролит, а не жидкий, что даёт ряд изменений в свойствах аккумулятора. Все АКБ применяемые в УПСах для компьютеров имеют AGM технологию.
Что обозначает AGM VRLA?
Длинная аббревиатура расшифровывается как Absorbed Glass Mat Valve Regulated Lead Acid, т.е. свинцово-кислотные батареи с клапанным регулированием и абсорбирующими стекломатами. Несмотря на тот же материал электродов и состав электролита, что и у классических наливных аккумуляторов, батареи AGM VRLA достаточно сильно от них отличаются.

Пластины в батареях AGM VRLA разделены стекловолоконной набивкой, которая удерживает в себе весь имеющийся электролит. С ней связан принципиальный момент – рекомбинация выделяющихся газов. Поскольку набивка волокнистая, она не полностью смочена, и в структуре имеются каналы с воздухом. За счет этого выделяющиеся при заряде кислород и водород попадают на противоположные электроды и снова превращаются в воду (рекомбинируют). Разумеется, набивка плотно прилегает к пластинам, что предохраняет их от осыпания активного вещества.

Поскольку электролита берется относительно мало(относительно "классических наливных"), то в этих АКБ используется повышенная концентрация серной кислоты. Сами пластины изготавливаются из специальных сплавов свинца, уменьшающих газовыделение при работе. Для еще большего уменьшения газовыделения допускается применение специальных присадок, катализирующих рекомбинацию.

Корпус у батарей AGM VRLA более прочный, чем у классических, способный выдерживать повышенное давление. При нормальных условиях он герметичен. Для сброса избыточного давления имеется предохранительный клапан. (по сути - обычный резиновый колпачек...)

На сегодня технология AGM VRLA уже вполне отработана, и присущие ей достоинства и недостатки хорошо известны. Многие эксперты достаточно жестко отзываются о маркетинговых мифах, связанных с этими батареями. Сравнивая их с классическими наливными свинцовыми батареями, нужно отметить следующие негативные факты:

* AGM VRLA-батареи тоже выделяют водород. При недооценке этого явления бывали случаи взрывов (кстати, это пример недобросовестного маркетинга – на самом деле водорода выделяется мало, и чтобы не возникало подобных проблем, достаточно избегать герметичной установки и сочетания перегрева с постоянным зарядом);
* AGM более чувствительны к температуре среды (кондиционирование помещения с батареями строго обязательно);
* AGM чаще склонны к внезапным отказам;
* AGM чаще склонны к катастрофическим отказам, в частности, к возгоранию и взрывам;
* AGM чаще склонны к отказам вообще (при правильной эксплуатации уровень отказов порядка 1% в год на элемент);
* AGM не могут прослужить 10 лет даже в идеальных условиях (учитывая, что в типичной батарее ИБП несколько сотен элементов, и при отказе одного отказывает вся батарея, это неудивительно);
* для гарантии работоспособности AGM VRLA-батареи требуют гораздо более продвинутого мониторинга (чем у нас в стране, как правило, пренебрегают);
* AGM за счет необходимости регулярного мониторинга стоимость их обслуживания получается в итоге не меньшей, чем у наливных (вот поэтому мониторинг зачастую и не ведется); но при этом AGM VRLA-батареи дороже аналогичных по параметрам наливных.

К реальным достоинствам AGM VRLA-батарей, по сравнению с теми же наливными, относятся:
* бОльшая компактность. Кроме того, основную массу конструкций можно смело располагать в положении на боку;
* меньшие требования к вентиляции. Главное, чтобы она в принципе была;
* отсутствие необходимости работать с электролитом (следовательно, меньшие требования к квалификации сотрудников и помещениям и меньшая вероятность несчастных случаев);
* практически отсутствующая возможность разлития абсорбированного электролита, даже при разрушении корпуса. Соответственно, нет требований к отделке помещения. Кстати, и с разрушенным корпусом батареи AGM VRLA способны какое-то время работать. Такие эксперименты проводились, в частности, во ВНИИ ПО;
* по причине герметичности намного меньшая вероятность развития коррозии контактов и прочих конструкций вокруг;
* могут выдержать даже заливание водой, если это не приведет к сильному разряду или короткому замыканию;
...ну и, разумеется, наибольшая на сегодня распространенность и известность.
Все маленькие аккумы для УПСов "внутри" выглядят одинаково - разный только размер пластин.


Вопрос: какое напряжение должно быть на аккумуляторе?
Ответ:
Зависимость ЭДС (грубо говоря напряжение на выводах одной банки свинцового аккумулятора) от плотности электролита выглядит так:
Е = 6 * (0,84 + р) ,
где Е - ЭДС аккумуляторной батареи , Вольт
р - приведенная к температуре 20°С плотность электролита , г/мл (для наших широт эта величина = 1.26-1.28)
В аккумуляторе 6(шесть) банок, значит полное напряжение полностью заряженного (100% заряда) аккумулятора должно находится в пределах 12.6-12.8В.
"Свежие"(недавно изготовленные) АКБ, могут иметь ЭДС выше - вплоть до 13.1В. Это нормально.

Напряжение аккумулятора отличается от его ЭДС на величину падения напряжения во внутренней цепи при прохождении разрядного или зарядного тока. При разряде напряжение на выводах аккумулятора меньше ЭДС, а при заряде больше.
Разрядное напряжение
Up=E – Ip*r= E – En – Ip*ro.
Где: En – ЭДС поляризации, В;
Ip – сила разрядного тока, А;
r – полное внутреннее сопротивление, Ом;
ro – омическое сопротивление аккумулятора, Ом.

Зарядное напряжение
Uз=E + Iз*r=E + En + Iз*ro,
где Iз - сила зарядного тока, А.
ЭДС поляризации связана с изменением электродных потенциалов при прохождении тока и зависит от разности концентраций электролита между электродами и порах активной массы электродов. При разряде потенциалы электродов сближаются, а при заряде раздвигаются. Изменением разности концентраций электролита обусловлено нелинейное снижение напряжения на начальном участке b - с разрядной характеристики Up = f(x). При включении аккумулятора с начальной ЭДС Ео на разряд происходит резкий спад напряжения на величину D Uo (участок а - b разрядной характеристики), равную падению напряжения на омическом сопротивлении rо. Линейному участку с - d разрядной характеристики соответствует постоянная разность концентраций электролита между электродами и в порах активной массы электродов. Уменьшение напряжения, связано со снижением плотности электролита в моноблоке. На линейном участке ЭДС поляризации имеет максимальное значение Enm.
При постоянной силе разрядного тока в единицу времени расходуется определенное количество активных материалов. Плотность электролита уменьшается по линейному закону. В соответствии с изменением плотности электролита уменьшается ЭДС и напряжение аккумулятора. К концу разряда, сернокислый свинец закрывает поры активного вещества электродов, препятствуя притоку электролита из сосуда и увеличивая электросопротивление электродов. Равновесие нарушается и напряжение начинает резко падать. Аккумуляторные батареи разряжаются только до конечного напряжения Uк.р., соответствующего перегибу разрядной характеристики Up=f(t). Разряд прекращается, хотя активные материалы израсходованы не полностью. Дальнейший разряд вреден для аккумулятора и не имеет смысла, так как напряжение становится неустойчивым.
После отключения нагрузки напряжение аккумулятора повышается до значения ЭДС, соответствующего плотности электролита в порах электродов. Затем в течение некоторого времени ЭДС возрастает по мере выравнивания концентрации электролита в порах электродов и в объеме аккумуляторной ячейки за счет диффузии. Возможность повышения плотности электролита в порах электродов во время непродолжительного бездействия после разряда используется при пуске двигателя. Пуск рекомендуется осуществлять отдельными кратковременными попытками с перерывами в 1-1,5 мин. Прерывистый разряд способствует также лучшему использованию глубинных слоев активных веществ электродов.
В режиме заряда напряжение Uз, на выводах аккумулятора возрастает вследствие внутреннего падения напряжения и повышения ЭДС при увеличении плотности электролита в порах электродов. При возрастании напряжения до 2,1-2,3В активные вещества восстанавливаются. Но энергия заряда идет также на разложение воды на водород и кислород, которые выделяются в виде пузырьков газа. Газовыделение при этом напоминает кипение. Мои ЗУ не "кипятят" АКБ и проводят весь цикл заряда без газовыделения.


Вопрос: что такое "контрольно-Тренировочный Цикл(КТЦ)"?
Ответ:
Это проведение заряда и разряда АКБ под наблюдением человека и приборов :) , действие это имеет цель узнать сколько АмперЧасов(Ёмкость АКБ) еще осталось внутри АКБ и принятия решения что с АКБ делать: восстанавливать ёмкость или идти в магазин за новым аккумулятором.
Мои ЗУ могут проводить автоматический "контрольно-Тренировочный Цикл(КТЦ)", для чего нужно, согласно инструкции к ЗУ, собрать разрядную цепь. КТЦ я рекомендую проводить хотя-бы один раз в год на каждом АКБ, чтобы понять сколько в нем реально осталось ампер*часов. Это позволит вам планировать замену стареющих АКБ, и не попадать в ситуацию когда "АКБ вдруг умерла". Операция КТЦ, в принципе позволяющая в большинстве случаев восстановить работоспособность подержанных и сильно разряженных аккумуляторов (АКБ), а также определить их пригодность к дальнейшей эксплуатации и хранению.Контрольно-тренировочный цикл включает в себя заряд, контрольный разряд с измерением отданной ёмкости и повторный заряд испытываемой батареи.
Разряд может проводится до:
- 10,8В - глубокий разряд для тяговых батарей(свинцопо-сурмьянистого типа));
- 11,5В - глубокий разряд для стартёрных батарей;
- 12,0В - безопасный разряд для стартёрных батарей всех типов.


Постоянно получаю такие вот вопросы:
...если ТОР4 разряжает кальциевую акб током 0.1С от указанной емкости на корпусе, то по вашему мнению какой процент от реальной емкости получим при разряде до 12В и до 11,5В?(отталкиваемся от того, что при разряде до 10,8 - это 100%)...
если честно то уже достали эти вопросы...
Вот вам всем ниже - картинка разрядной кривой АКБ более-менее нормального.
ось Y - это вольты т.е. 1,200 это 12.00 Вольт.
вот сами ответьте на ваш вопрос - какая часть "площади под кривой" оказывается если вертикальной линией "отрубить" по первое касание 12в ?
Для непонятливых это выделено зеленым на рисунке. Как мы видим, примерно 86% отдаваемой ёмкости АКБ приходится на участок "над 12в", поэтому я еще раз повторяю: НЕТ СМЫСЛА разряжать АКБ до 10.8в без крайней на то нужды! А кальциевые АКБ вообще лучше не разряжать в КТЦ ниже 12в. Целее будут.

для тех кто в Автокаде работает: В автокаде нарисуйте свою фигуру (вставть картинку и обведите сплайнами) полученный контур заштрихуйте, а потом в свойствах штриховки посмотрите площадь фигуры.


Вопрос: Что же такое «сульфатация пластин»??
Ответ:
Мелкие кристаллики сульфата свинца во время зарядки нормально разряженного аккумулятора без проблем вновь преобразуются в металлический свинец (негативная пластина) и PbO2 (позитивная пластина), составляющие активную массу пластин. Однако если оставить батарею в разряженном состоянии, сульфат свинца начинает растворяться в электролите до его полного насыщения, а затем выпадает назад на поверхность пластин, но уже в виде крупных и практически нерастворимых кристаллов. Кристаллы сульфатов свинца нерастворимы в электролите и откладываются на поверхности пластин и в порах активной массы, образуя сплошной слой, который изолирует пластины и намазки пластин от электролита, препятствуя проникновению электролита вглубь активных масс. В результате большие объемы активной массы оказываются "выключенными", а общая емкость батареи значительно уменьшается.


Вопрос: Что же такое «мнимый заряд»?? вы много раз используете это понятие...
Ответ:
"Мнимый заряд" это когда напряжение на АКБ 12.7В, т.е вроде как 100% заряда по НРЦ, а заметного тока(даже до 0.1С) АКБ длительно не дает, т.е. "стартер не крутит" но зато сразу 12.7В вольтметр показывает, и только малыми (0.03--0.05с) нагрузками удается выжать из АКБ хотя-бы 50% емкости.


Вопрос: Александр, расскажите плиз немного о теории и причинах возникновения "мнимого заряда".
Ответ:
"Мнимый заряд" - я этим термином называю состояние АКБ при котором НРЦ АКБ показывает 80-100% "заряда", а при попытках получить от АКБ заметные (от 1А и выше) токи, напряжение АКБ резко падает ниже допустимого (10.8В). АКБ при этом не держит разрядный-стартерный ток, но при снятии тока стартера практически мгновенно показывает напряжение 80-100% заряда.
Это происходит обычно от длительного стояния без работы (циклирования) АКБ, при этом намазки снаружи покрываются кристаллами сульфата свинца, которые мелкодисперсен и просто забивает поры, либо от постоянных неполных(неглубоких) разрядов, когда не вся масса намазок в АКБ работает в процессе.

Аналогия тут 100% с приготовлением бифштекса тут уместна. Есть, грубо, три типа бифштексов (в скобках соотв.понятия для АКБ):
1) "с кровью" - кусок мяса (намазка) бросается на раскаленную сковороду(большой ток заряда) и тем самым закупориваются внешние поры мяса(намазок), тем самым сохраняя внутри все полезное, в т.ч. "кровь"(электролит, реагенты). При этом имеем "корочку" либо "внешний запечатывающий слой" который сам по себе работает при неглубоких заряда-разрядах АКБ, но препятствующий работе глубинных слоев реагентов намазок АКБ и самое главное - быстрому вводу этих "глубинных слоев" в работу при набросе нагрузки. При большом токе "корочка" просто отдает все запасы сразу и электролит становится водой, которая диэлектрик, напряжение АКБ резко падает, а глубинные слои намазок получаются изолированными от основной массы электролита в промежутках между пластинами. Лечение АКБ: методом малых токов (0.05С и ниже) при которых мы полностью выкачиваем емкость и делаем намазки равномерно разряженными. После разряда следует немедленно зарядить акб "с добивкой", и весь цикл заряда я рекомендую делать с паузами на "подвоз снарядов"(ионов) в зону реакций.

2) "сухой" - кусок мяса длительно прожаривается так, чтобы не допускать "корки", и поддерживается приготовление "на среднем огне" все время готовки. При этом получается равномерно(!) прожаренный продукт :) Намазки тоже самое - при заряде номиналом порядка 0.1-0.2С - но следует следить за "своевременной подачей патронов"(ионов) в топку реакций, тогда формируется равномерная намазка, что позволяет нормально снимать токи с АКБ. Идеальный случай это зарядка номиналом тока с паузами на "подвоз снарядов"(злектролита).

3) "средний" - тут большой диапазон от "с кровью" до "сухого" - очень много вариаций "сухости" :) как и в случае неравномерного заряда АКБ - нарастание-модификация реагентов внутри АКБ происходит с разной степенью плотности, что приводит к разной степени доступности зон с полным зарядом внутри намазок.

Внимание !!! следует помнить, что заряд непрерывным малым током (0.05с--0.1с) приводит к преимущественному образованию мелкодисперсных кристаллов альфа-модификаций оксида свинца, что затрудняет отдачу больших токов от АКБ.
Заряд токами 0.1С--0.2С (а в моих опытах и 1С) с паузами приводит к формированию бетта-модификаций оксидов свинца, которые имеют в два раза большую емкость (ампер-часов) по сравнению с альфа-модификациями.
Подробнее и с графиками и картинками писано вот тут.
...попутно отвечаю на "дурацкий" вопрос на тему "а если бетта- дает в 2 раза выше емкость, так это можно из 50Ач акб получить 100Ач ?" :)
Нельзя. Можно получить только меньшую емкость, при классических способах заряда, потому что на заводе готовые намазки изготавливают с 80% и выше содержанием бетта-модификаций оксидов свинца, и вы можете в процессе эксплуатации АКБ только приближаться (если применять классический "кипятильник") к "заводской емкости" АКБ.


Вопрос: Ещё мне остался неясен вопрос о том, почему режим STD формирует преимущественно бета-модификацию оксида свинца при токе заряда 0,1С.....
Ответ:
вопрос ваш не так прост как кажется.
альфа модификация - получается (обобщая если) при зарядке "а-ля гальваника", т.е. малые токи + отсутствие пауз на перемешивание. "Классические кипятильники" делают еще огромную бяку - они к концу заряда снижают ток, тем самым запечатывая альфа-слоем глубинные слои намазки. :( это вместе с непрерывностью заряда малыми токами приводит к "бифштексу с кровью", который потом "отматывать" приходится долго и нудно.
Бета - это режим "АУТО"(заряд с прерыванием тока) на все время заряда, там более жестко идет обращение с током заряда, но так как мои ЗУ народ обычно для лечения полу-трупов :) использует, то компромисс найден - STD стал "прерывистым", что позволило "скрестить ужа и ежа", и сделать процесс заряда более эффективным.
"АУТО" просто не даст больному АКБ большой ток - а STD даст тот ток что выставлен пользователем, поэтому и лечебный эффект будет выше, особенно в "добивке". Но начиная с ЗУ "Версия4(ТОР)" всеми "лечебными" свойствами обладает уже режим STD, куда я внес все необходимые новшества, так что если вы пользуетесь ЗУ Версия4(ТОР) то просто выставьте режим STANDART(STD) и ёмкость вашего АКБ, который вы собираетесь заряжать-лечить. Напоминаю, что АКБ надо раскачивать сначала а не сразу выставлять на ЗУ максимальные токи. Как именно? - смотрите в разделе "Восстановление".


Вопрос: Что такое «Капельница»?? вы много раз используете это понятие...
Ответ:
Капельница это заряд аккумулятора импульсами постоянного тока с последующей паузой. Соотношение времён заряд:пауза примерно от 1:1 до 10:1(при величине тока от 0,05С до 1С) Этот режим применяется для аккумуляторов, которые разряжены ниже 12В до достижения напряжения на них 12В. Может применяться и для всего времени заряда АКБ.


Вопрос: Что такое «Анти-Капельница»? на форумах много раз используете это понятие...
Ответ:
"Анти-Капельница" Разряд аккумулятора импульсами постоянного тока с последующей паузой. То есть: разряд нужным током в течении определённого времени, после чего нагрузка ненадолго отключается. "Определённое время" разряда и паузы исчисляется секундами, поэтому понятие "импульс" тут применяется условно. Процесс разряда контролирует пользователь. Соотношение времён разряд: пауза примерно от 1:1 до 10:1(при токе разряда 0,05--0.5С) Напряжение на клеммах аккумулятора, до которого разряжать: 10,8В - тяговые, 11,5В - стартёрные. Этот режим применяется для глубокого разряда аккумуляторов, с выкачкой ёмкости.


Вопрос: Что такое «Качели»?...
Ответ:
Заряд аккумулятора постоянным током до величины напряжения на клеммах 14.4В с последующей паузой, длительностью "пока напряжение на клеммах достигнет 12.7В", затем снова заряд до величины напряжения на клеммах 14.4В, пауза до напряжения на клеммах 12.7В и так далее. Этот режим используется для поддержания аккумулятора в заряженном состоянии. Этот режим используется в ЗУ "СТЕК".


Вопрос: Что такое «Заряд реверсивным током (Реверсивный заряд).»?
Ответ:
"Заряд реверсивным током (Реверсивный заряд)." это заряд аккумулятора импульсами постоянного тока с последующими импульсами разряда. То есть "заряд-разряд-заряд-разряд...." и т.д. Соотношение токов заряд:разряд примерно 10:1 - 20:1 (при непревышении тока заряда 0,1С) Соотношение времён заряд:разряд примерно от 1:1 до 10:1, зависит от АКБ, токов и величины разрядной нагрузки. Этот режим обычно всякие издания рекомендуют применять для десульфатации аккумуляторов. Но не все случаи помогает вылечить.


Вопрос: Что такое «Добивка»?? вы много раз используете это понятие...
Ответ:
"Добивка" это когда Заряд аккумулятора производится импульсами тока от 0.05С до 1С. Алгоритм есть собственность Автора и реализован в его серийно выпускаемых ЗУ. (С) А.В.Сорока Добивку нормально делают только мои изделия. (С) А.В.Сорока . Этот режим используется для десульфатации и "чтобы поднять емкость до 100-107%." (С) А.В.Сорока


Вопрос: Что такое Пассивация электродов свинцового аккумулятора ?
При разряде активная масса используется не полностью: при малых токах коэффициент использования составляет 40—60, при больших 5—10 %. Снижение коэффициента использования при больших токах обусловлено в основном концентрационной поляризацией — резким снижением концентрации серной кислоты в порах положительного электрода (в пределе до нуля).
При малых токах преждевременное снижение разрядного напряжения связано с пассивацией электродов. Пассивация вызвана тем, что образующийся при разряде в виде плотного мелкокристаллического слоя сульфат свинца экранирует частички активной массы — как свинца, так и двуокиси свинца. Для уменьшения пассивации отрицательного электрода в состав его активной массы вводят специальные добавки — сульфат бария, лигносульфонат калия, гуминовую кислоту, различные дубители и т. д. Адсорбируясь на поверхности свинца или сульфата свинца, органические добавки затрудняют образование новых зародышей сульфата свинца и способствуют росту более крупных кристаллов и образованию более рыхлого слоя.
Кристаллы сульфата бария изоморфны с сульфатом свинца; поэтому их добавление, наоборот, увеличивает число зародышей. Но поскольку они распределены достаточно равномерно по всему объему активной массы, это также способствует образованию рыхлого слоя. Активирующие добавки выполняют одновременно еще и другую функцию, являясь расширителями активной массы. При хранении, а также при циклировании свинцовая губка постепенно спекается, т. е. укрупняются кристаллиты, уменьшаются площадь истинной поверхности и пористость.
В результате увеличивается истинная плотность тока и ускоряется пассивация. Введение около 1% добавок в активную массу предотвращает спекание и усадку губки (отсюда и название расширитель). При слишком большой концентрации добавок возможно вспучивание активной массы. Комбинированное применение сульфата бария и органических расширителей гораздо более эффективно, чем действие индивидуальных компонентов, так как органические добавки адсорбируются на поверхности сульфата бария и остаются в рабочей зоне отрицательного электрода. В отсутствие сульфата бария эти добавки постепенно переносятся на положи-тельный электрод и там окисляются. На положительном электроде склонность к пассивации зависит от модификации двуокиси свинца: альфа-PbO2 имеет меньшую удельную поверхность, чем бета-PbO2.
Кристаллические решетки а-PbO2 и PbSO4 изоморфны и при разряде на а-PbO2 образуется плотный слой сульфата, препятствующий дальнейшему разряду. В связи с этим коэффициент использования альфа-PbO2 в 1,5—3 раза меньше, чем бета-PbO2. Соотношение a- и b-фаз в электродах зависит от условий их изготовления и формирования — обычно обе модификации образуются в сравнимых количествах. При циклировании а-РЬО2 постепенно переходит в более устойчивую b-PbO2 , что сопровождается некоторым ростом емкости электрода.


Вопрос: Что такое терморазгон свинцового аккумулятора ?
Ка я писал ранее, при классическом способе заряда, в конце заряда по методу CCCV, в АКБ наблюдается кипение(электролиз) и так как напряжение на АКБ приближается к "стабилизированному" от классики ЗУ, то ток в цепи падает. Падает до величин в 0.1.....0.005А. Это снижение тока на "поживших" АКБ может привести к эффекту "терморазгона", который выражается в том что ЗУ не может завершить заряд, потому что малый ток не даёт ЗУ быстро проскочить опасный момент окончания заряда(подьем напряжения на АКБ выше 14.4в), на котором может начаться терморазгон. При малом токе может наступить момент баланса: когда вся энергия идет в разогрев и электролиз, энергия не запасается а расходуется на внутреннем сопротивлении АКБ вызывая его разогрев. На большом токе(0.1....0.2С) АКБ не успела бы нагреться ввиду высокой теплоемкости свинца, напряжение достигло бы отсечки(14.4в) и ЗУ зажгло бы зеленую лампочку("заряжено") прекратив заряд до того, как АКБ успела бы нагреться.



Отпишусь про ещё один удачный опыт восстановления:
С форума Электротранспорта цитата: принесли мне мертвый кальциевый Titan емкостью 60 а/ч, который однажды посадили "в ноль" и бросили почти на целый год. Попытки зарядить его классическим зарядником ни к чему не привели - стартеру не хватало крутануть даже на пару раз. И вот он оказался у меня - черный глаз, НРЦ 11,5 Вольт. Честно говоря, я даже не надеялся что смогу с ним что-то сделать, но в виду того, что у меня было время с ним повозиться, решил-таки поставить его в режим STD. Ток он принимать категорически отказывался, и ЗУ Версия3(ТОР), вопреки его воле, насильно запихивало короткие порции импульсов 0,1-0,5 сек. Позаряжал его так сутки, закачалось в него примерно 4 а/ч. Переключил в S_Ca, и практически сразу услышал довольно сильное шипение. Решил, что я его так скорее угроблю, чем восстановлю, поэтому переключил обратно в STD. Прошла неделя... ЗУ пыхтело, напряжение медленно росло, но глаз по-прежнему был черный. Терпение медленно подходило к концу и я подумал, что если завтра ничего не изменится, то отдам его назад. Смотрю, на нем напряжение 13,4 и ниже не опускается. Я слегка покачал АКБ и увидел как поплавок с зеленым глазом занял свое положение, хоть и неустойчивое. Появилась надежда, что идем верной дорогой, поэтому оставил АКБ заряжаться дальше :) Через две недели заряда зеленый глаз уже не уплывал в сторону, как бы я не трес аккум )) Все, дело сделано, КТЦ решил не делать, а отдать его товарищу как есть. Через день он мне отзвонился, и спросил как называется моя зарядка, захотел купить такую же :)




Приведу(скопирую) сюда поучительный для всех случай из моей переписки с Покупателем...
( имена не показываю, потому что случай довольно типичный )
Мне пишут:
"...Попал мне в руки новый аккумулятор MUTLU CALCIUM SILVER 60Ah одного месяца от роду.
Сделал несколько КТЦ с предварительной зарядкой и выдержкой 3 часа.
1. КТЦ 12В - вышло 41,6; вошло 48 ач
2. КТЦ 11В - вышло 63; вошло 68,9 ач
3. КТЦ 12В - вышло 36,3; вошло 38,1 ач
4. КТЦ 12В - вышло 29,9; вошло 32,8 ач
С каждым разом емкость АКБ снижалась. Вы можете это как-то прокомментировать?..."


Я подчерком специально выделил важную строчку !!!
Я 5(пять) лет уже комментирую: КАЛЬЦИЕВЫЕ АКБ НЕ ЛЮБЯТ РАЗРЯДОВ ВООБЩЕ!
Они хорошо хранятся, они мало воды (по рекламе) расходуют, но они после первого-же разряда теряют до 50% своей емкости, что человек и подтвердил - [b]второй КТЦ до 11в[/b] похоже загнал одну из банок "свежайшего АКБ" "под плинтус". Почему?
потому что:
1) разбалансировку банок, даже "свежайшего АКБ" никто не отменял: http://adopt-zu.soroka.org.ua/images/_zarad_acb.jpg
2) при сильном разряде у КАЛЬЦИЕВОГО акб есть "точка разрыва", т.е. переход в необратимую сульфатацию: http://adopt-zu.soroka.org.ua/images//_Ca_sulf.jpg
описательная часть к графикам есть тут: http://adopt-zu.soroka.org.ua/vosst.html
3) если бы кто-то ХОТЬ ИНОГДА ЧИТАЛ хотя-бы мои FAQ: http://adopt-zu.soroka.org.ua/faq.html
то увидели бы там вот эту картинку: http://adopt-zu.soroka.org.ua/images/_emk_pr.jpg
которая ясно говорит, сколько можно рассчитывать снять с АКБ при разряде его до 12в, а не опусканием его в область "невозврата по емкости" ниже 11.5в (для КАЛЬЦИЕВОГО АКБ). ЗАЧЕМ РИСКОВАТЬ И РАЗРЯЖАТЬ КАЛЬЦИЙ НИЖЕ 11в???
...теперь вот еще один пострадавший "от рекомендованного учебника"...


Вопрос: А к гибридным АКБ тоже относиться как к кальциевым?
A-MEGA, Вами рекомендуемая, к примеру, или Тюмень, которая заявляет "высокая стойкость к циклам глубокого «заряда-разряда» в жестких режимах эксплуатации, в том числе в режиме такси"? Или как-то еще?
Ответ:
в принципе, гибридные боятся только глубокой просадки с переполюсовкой банок, но я бы всем рекомендовал не гонять без нужды АКБ ниже 11.5в... а лучше - ниже 12в не гонял.
Разряд до 12в выдает примерно 86% емкости, для 90% применений этого с головой хватает.




Отзыв с форума:
С форума Электротранспорта цитата: Что же касается самой зарядки - без перерыва работает с января и по сей день, подняла кучу батарей за это время, но даже не это главное. У меня основная задача - набор батарей одинаковой емкости цепочками по 8-16-20 штук. И вот здесь зарядка оказалась просто кладом, АКБ подкинул, -1-11 поставил, на следующие сутки остается только переписать емкость с дисплея, УДОБНО просто словами не описать как. За 4 месяца сэкономлено моего личного времени на сумму, превышающую стоимость ЗУ в десятки раз :) Это просто праздник какой то %-) ушли в прошлое лампочки и бдения у батареи в конце разряда КТЦ в ожидании достижения порога 10.8в. Все таки ЗУ с микропроцессорным управлением против ЗУ без оного, это как пересесть с запорожца в мерседес. Короче вещь в хозяйстве нужная, рекомендуемая к покупке! Средства отобьете сдав на цвет.мет. старую дедову зарядку весом 100500 кило.